Введение

9 Чинов

12 Чинов

Иерархия Падших

Прочие Иерархии

9 Ангельских Чинов

В христианской мифологической традиции, иерархия ангельских существ, делится на девять ангельских чинов, которые разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность.

 

 

Серафимы

 

Первая Триада

Херувимы

 
   

Престолы

 
   

Господства

 

Вторая Триада

Силы

 
   

Власти

 
   

Начала

 

Третья Триада

Архангелы

 
   

Ангелы

 

Бог сразу создал различные роды ангельских сил. Различие между ними в природе не было результатом разной степени "охлаждения" Ангелов в любви. Дионисий Ареопагит привел в систему церковное учение о девяти ангельских чинах. Он пишет, что Горний мир имеет иерархическое строение, так как не все ангельские чины в равной мере приемлют божественное просвещение. Низшие чины приемлют просвещение от высших. Ангельский мир есть единое целое и, вместе с тем, - лестница. Все Ангелы в известной мере причастны Божеству и сообщаемому от Него Свету, но степени их ведения и совершенства неодинаковы.

Православная Церковь, нуждаясь в помощи Ангелов, празднует Собор всех девяти чинов Ангельских 8 (21) день ноября.

Серафимы

Серафимы - “освящающие” т. е. пламенеющие от любви к Творцу - Ангелы особо приближенные к престолу Бога, охраняющие Трон Бога и Его самого.

Серафимы не просто духи света, а самые высшие духовные существа, ближайшие к Богу. Так и изображаются они в Небесной иерархии, занимая первое место в первой триаде.

"Пламенеющие", и это имя раскрывает их сущность, указывая на их вечное движение вокруг божественного и нескончаемость, жар, быстроту, их непрестанного, неослабного и неуклонного движения., также на их способность возвышающе и действенно уподоблять себе низших... и очищать их..., а также на их явное, всегда подобное свету и просвещающее свойство - прогонять и истреблять всякое порождение тьмы и мрака. Так что же это есть, что помогает устремляться к Свету? Чем же пламенеют Серафимы? Это свойство ЛЮБВИ к Богу. И Серафимы сами пламенеют Любовью и других возбуждают, воспламеняют к таковой же Любви!

Они имеют человеческий образ, у каждого из них имеется по шесть крыльев. Двумя они закрывают свои лица, как недостойные взирать на Господа. Двумя закрывают ноги, как недостойные того, чтобы Господь взирал на них, и двумя другими они летают, для того, чтобы неустанно исполнять небесные повеления своего Царя, защищая его и воспевая ему песни прославляющие Бога. см.в 12 иер.

Херувимы

Херувимы – "Ангелоподобные существа - стражи “. Один из них охраняет после изгнания из Рая Адама и Евы, древ жизни. Они охраняют содержимое Ковчега, поддерживают свод с троном Бога. Окружают Престол Вседержителя и Агнца Его на небесах, и неуклонно день и ночь прославляют бесконечные совершенства Его не только в великом деле творения, но и нашего искупления. В них полнота высшей жизни и высшее отражение славы Божьей. Херувимы занимают второе место в первой триаде.

Перемещаются Херувимы на крыльях ветра, словно огненная молния - мгновенно. Они подобны виду двуликих существ, у которых с одной стороны лицо человеческое, а с другой - львиное. Вместе с Серафимами, они имеют шесть крыльев и поют хвалу Господу у Его Престола.

Они представляются самыми приближенными к Богу силами, одаренными от него особым совершенствами и имеющими свое особое служение. В одном из откровений сказано, что Херувимы участвуют в Страшном Суде Божьем, при снятии семи печатей с книги судеб земли и всех народов ее.

Иногда Херувимы представляются в виде полу людей и полу, животных с человеческими туловищами, с орлиными крыльями и воловьими ногами: «и из середины его видно было подобие четырех животных, облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их - как ступни ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь, (и крылья их легкие). И руки человеческие были под крыльями их, на четырех сторонах их; и лица у них и крылья у них у всех четыре; крылья их соприкасались одно к другому; во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего». И вид этих животных, был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния. Над головами животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.

В другой части описания чудесного ведения говорится: “И видно было у Херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: и вот четыре колеса подле Херувимов, по одному колесу подле каждого Херувима, и колеса по виду как бы из камня топаза. И по виду все четыре сходны, как будто колесо находилось в колесе... И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей, все четыре колеса их. И колесам сим, как я слышал, сказано было: «галгал» (вихрь)... Херувимы поднялись... И когда шли Херувимы, тогда шли подле них и колеса: и когда Херувимы поднимали крылья свои, чтобы подняться от земли, и колеса не отнялись, но были при них. Когда те стояли, стояли и они; когда те поднимались, поднимались и они; ибо в них был дух животных...».

Имя Херувимов раскрывает их способность познавать и видеть Бога. Воспринимать высочайшее светодаяние, а также созерцать в первозданной силе богоначальную красоту, преисполняться умудряющего подаяния и щедро приобщать низших к излиянию дарованной премудрости", то есть, они сами просвещаются Богом ниспосланием им премудрости и другим эта премудрость посылается. см. в 12 иер.

Престолы

Престолы - “Божья опора и Божий покой. Престолы именуются как «досточестные зерцала Божественного промысла». Чаще их значение воспринимают как седалище Бога. Перед сидящим на престоле Богом, восседают Престолы, ибо на них как на разумных Престолах, почивает Бог. Престолы занимают третье место в первой триаде.

Престолы служат Божьему правосудию и изливают силу правосудия на престолы земных судей, помогая царям и владыкам производить праведный суд. Описывают Престолов так: «Над головами животных (Херувимов) было подобие Престола по виду как бы из камня сапфира*; а над подобием престола подобие человека. Пылающий металл, как вид огня внутри него вокруг; то вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже некий огонь, и сияние вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имеет это сияние кругом.

*Сапфир у древних народов очень ценился и почитался, а его глубокий лазурный цвет (васильковый) сравнивался с небесным цветом.

Престолы - слава Божья, его твердыня, основание, символизирующие собою чистоту, сияние; блеск и величие.

Имя высочайших и возвышенных престолов означает их чистую превознесенность над всякой земной приниженностью, надмирную устремленность вверх, за всяким пределом неизменное водворение и с всею мощью незыблемое и прочное обитание близ поистине Наивысшего, приятие во всем бесстрастии и невещественности богоначального наития и богоносное усердное воспарение к божественным пристанищам.

...почивая на Престолах, ...Бог совершает Свой праведный суд... Поэтому через них преимущественно проявляется правосудие Божье: они служат Его правосудию, прославляют оное и изливают силу правосудия на престолы земных судий, помогая царям и владыкам производить праведный суд. см. в 12 иер.

Господства

Господства - “имеющие власть над всяким царством” - четвертый из девяти Ангельских чинов. Господства занимают место в начале второй триады. Они сходны по значению с ними, Господства называются так потому, что они господствуют над прочими чинами Ангельскими, будучи сами свободными. Оставив рабский страх, они добровольно и с радостью служат непрестанно Богу. Также ниспосылают они силу к благоразумному владению и мудрому управлению, поставленным от Бога на земле Властям, дабы те хорошо управляли порученным им областям. Они учат владеть чувствами, смиряя в себе непотребные вожделения и страсти, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и быть выше всякого искушения.

Разъяснительное имя Господств указывает на некое не раболепное и свободное от всякой земной приниженности восхождение. Само непреклонное господство, которое преодолевает, как и подобает свободному, всякое ослабляющее порабощение, ...непрестанно стремится и для господственного сходство с Богом, в меру возможного, благовидно преобразуя и себя, и тех, кто за ним, ...к истинно сущему всецело обратившись и господственному Богоподобию, вечно причащаясь.

Господства, которые сами свободны и с радостью служат непрестанно Богу, ниспосылают силу для благоразумного владения такой силой нижестоящим чинам и земным уровнями, имея силу, учат возможности стремиться соответствовать Образу и Подобию. Господь через них дает силу владеть, господствовать над своими чувствами, смирять в себе страсти и вожделения, уметь подчинить плоть духу, посылают силу к разумному ими владению и мудрому управлению. см. в 12 иер.

Силы

Силы - “крепкие силою и страшные видением своим” - ангельские существа, вторые во второй триаде Ангельских чинов. Воплощают собою принцип непогрешимой и невозмутимой иерархической стройности повелевания в послушании, без возможности тиранического употребления во зло Богу.

Они творят чудеса и благословляют угодников Господа, только тех, кто достоин этого, чтобы оно тоже могли творить чудеса, - исцелять всякие болезни и предвещать будущее. Святые Силы помогают и людям, нуждающимся и обремененным, возложенного на них какого-нибудь послушания, тем и объясняют свое имя - «Силы» - также они помогают немощным. Также Силы укрепляют каждого человека в терпении, смирении, чтобы он не изнемогал в скорби, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. см. в 12 иер.

Власти

Власти - “властвующие над народами и над каждым человеком”. Власти замыкают третью триаду. В новозаветных текстах бегло упоминаются как особого рода космические духи, благие, бессмертные, послушные Богу. Исполняют Его волю, отвечают за распорядок дел Создателя в разных концах Космоса и Вселенной. Имеют бестелесную оболочку, но предстают по слову Божьему в виде Ангелов.

Власти – зовутся так потому, что имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от нас бесовские искушения, оберегают подвижников, помогают им в борьбе со злыми помыслами. Им принадлежит также власть над силами природы, например, ветра и огня.

Власти утверждают добрых подвижников в духовных подвигах и трудах, оберегая их, чтобы они не лишились духовного царствия. Тому же, кто борется со страстями и похотями, искушениями и грехами, колдовством и чародейством, они помогают отгонять злые помыслы, низкие чувства, незакономерный интерес, козни, наветы, то есть все то, что открывает двери нечистому, также Власти помогают побеждать дьявола и его приспешников.

В христианских мифологических представлениях Власти, могут быть как благими силами, так и приспешниками зла.

Начала

Начала - “устрояющие эфир” Упоминаются впервые в Новом Завете. Являются седьмым чином небесным возглавляющим последнею тираду.

Начала называются так потому, что имеют начальствование над низшими Ангелами, направляя их к исполнению божественных повелений. Им поручено так же управление Вселенной и охрана всех царств и государств, земель и всех народов, племени и языков, потому что каждое царство, племя и народ из небесного чина, Началами имеют для себя Ангела-хранителя и управителя всей своей страны. Служение Начал заключается в том, чтобы наставлять людей воздавать каждому начальствующему честь, подобающую его званию. Ибо Богом он поставлен править и властвовать, за что и спрос с него на Страшном Суде. Ангелы Начал возводят достойных людей на почетные должности и наставляют их, чтобы они принимали власть не ради своего удовольствия, достатка и пользы, не ради похвалы и суетной славы, а ради чести Божьей, ради распространения и умножения Его славы и ради пользы ближних. Ради служения общим нуждам всех своих подчиненных. Нарушения этих правил недопустимы и строго наказываются, а степень вины грешника-начальника еще более строго определяется на суде над ним, ибо свидетельствовать против его мнимых добродетелей будут и Начала.

В то же время в имени Начал видится и то, что они являются отображением сути Начала, Источника Жизни всего сущего.

Архангелы

Архангелы - Слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Термин "Архангелы" появляется впервые в греко-язычной иудейской литературе пред христианского времени, как передача выражений вроде ("великий князь") в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов; затем этот термин воспринимается новозаветными авторами и более поздней христианской литературой. Архангелы занимают второе место в третьей иерархии.

Архангелы - старшие Ангелы воинства небесного. Древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям говорит о существовании Архангелов. Архангелами называются великие благовестники и благовествующие о Боге.

Префикс "арх", означающий "главный" или "предшествующий", присоединенный к слову ангел буквально означает "главный ангел". Архангелы - есть начальники Ангелов, находящиеся в высшей от них степени, ибо Вседержитель избирает их для особой работы.

В любви, почитании и поклонении воинству Божьему для людей особенно близки Архангелы - “бодрственные стражи». Более всего приближенные в духовном мире к людям, они выполняют огромную работу по воспитанию, очищению и просвещению в нас безмерной любви к Творцу. Они дают нам возможность себя увидеть и услышать. Поэтому сведения о них более всего обширны.

Архангелы укрепляют в людях святую веру, просвещая ум их светом познания, открывают тайны веры, пророчества и волю Божью людям, то есть являются проводниками Откровения.

Согласно христианской традиции Архангелы являются Великими благовестниками, их служение состоит в том, чтобы передавать через ангелов в наш мир божественную волю и намерения Творца, открывать пророчества, помогать в познании. Они как бы являются связующим звеном между вышестоящими чинами и уровнями Вселенной и нижестоящими, то есть они налаживают связь по горизонтали и вертикали. Кроме того, каждый из Архангелов, выполняет ту или иную, присущую только ему, функцию. Например, Архангел Михаил - предводитель Небесного воинства, а Архангел Рафаил – и целитель, и вестник смерти.

Помимо руководства над церквями Архангелы участвуют в сокровенном деянии Страшного Суда: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб... И взял Ангел кадильницу и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю; и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясения. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить». Каждый из семи Архангелов выполняет определенную Творцом миссию; обучали первых людей Адама и Еву и их потомков ремеслам, знаниям и тайнам. Раскрывали значение снов, лечили, предвещали события. см. в 12 иер.

Ангелы

Последний Ангельский чин расположен ближе всего к людям, в небесной иерархии он располагается ниже всех остальных чинов. Ангелы передают весть людям о божественных намерениях, посвящают в божественные тайны, хотя, и в меньшей степени, чем Архангелы. Но что важно, многие из них являются хранителями каждого из людей, (см. «Ангелы-Хранители») хотя трудность, порой состоит, для людей в том, чтобы слышать и чувствовать рядом своего ангела-хранителя. Этот чин ангельский наиболее многочисленнен. Ангелы поддерживают нас от падения вниз, а «падшим» - помогают подняться. Они не оставляют нас никогда, даже грешных - в этом их служение.

Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы. Обычно о них упоминается в Христианских, Еврейских, и Мусульманских религиозных текстах. Ангелы имеют вид человека, «только с крыльями и одеты в белые одежды».

Ангелы могут быть обычными людьми, пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами, как ветры, облачные столбы или огонь.

Время от времени библейские ангелы выглядят совсем как смертные, пока не открывается их истинная сущность. см. в 12 иер.

 

Введение

9 Чинов

12 Чинов

Иерархия Падших

Прочие Иерархии

Сайт управляется системой uCoz