Введение

9 Чинов

12 Чинов

Иерархия Падших

Прочие Иерархии

Иерархия Падших Ангелов

В данном разделе не перечисляется вся иерархия ада, а только та часть, которая связанна с ангелами (одна из многих иерархий падших ангелов). Более подробную информацию о падших ангелах смотрите в разделе: "Падшие ангелы".

Как и среди добрых ангелов, так и среди злых существуют различия.

Ангелы, содержащиеся в узах.
Ангелы, еще являющиеся свободными.
Бесы.
Дьявол

Ангелы, содержащиеся в узах

Ангелы, содержащиеся в узах. Об этих ангелах упоминается в особенности в 2 Пет. 2,4 и в Иуды 6. Все как будто согласны относительно того, что Петр и Иуда имеют в виду одних и тех же ангелов. Петр просто говорит, что они согрешили, а потому Бог низверг их в преисподнюю, по­ручив их безднам тьмы и сохраняя их на день суда. Иуда же говорит, что грех их состоит якобы в том, что они отвергли свои собственные начальства и свое подлинное место обитания. Весьма возможно, что Иуда имеет в виду Септуагинту — Втор. 32,8. Бог говорит там, что Он разделил народы согласно числу ангелов Божиих. Предполагают, что Бог назначил одного или более анге­лов над каждым из народов. Тот факт, что различные народы находятся под управлением того или иного из ангельских князей, очевиден и ясен в книге Даниила (9,13 и 20 и далее; 12,1). Они оставили свои собственные власти, это может означать, что они стали неверными в исполнении своих обязанно­стей, однако более вероятно, что это означает, что они пытались пойти в облада­ние более вожделенной властью. И то, что они оставили свое истинное место пребывания на небесах и спустились на землю. Однако популярным является и другое толкование. В Иуды 7 грех Содома и Гоморры как будто уподобляется греху ангелов, связанных цепями. А это может обозначать, что грех этих ан­гелов являлся каким-то типом грубой безнравственности. Некоторые по­лагают, что грех Быт. 6,2 — это грех тех ангелов, которые вступили и половое общение с женщинами. Наказание за их грех — Бог низверг их в ад. В Новом Завете выражение «адский мрак» («Тар-тир») встречается только в 2 Пет.2,4, хотя оно появляется трижды и в Септуагинте. У Гомера «Тартар» — это темное, мрачное место, полом Гадеса. Если порочные люди отправляются в Гадес, то это не значит, что они отправляются в тартар, который является тем местом, где заключены особенно порочные ан­гелы, которые находятся значительно дальше. Наказание их состоит в том, что они заключены в безднах тьмы, что они связаны вечными цепями и хранятся для суда великого дня.

Свободные Ангелы

Ангелы, которые еще являются свободными. О них упоминается в связи с сатаной, вождем их (Мф.25,41; Откр.12,7-9). Порою о них упоминается обособленно об каждом (Пс.77,49; Рим. 8,38; 1 Кор. 6,3; Откр.9,14). Их относят обычно к «начальствам и властям, и силам и господствам», о которых речь в Ефес.1,21, о них еще точнее упоминается в Ефес.6,12 и Колос. 2,15. Главное за­нятие их состоит в поддержке своего вождя сатаны в его войне с добрыми ангелами и народом Божиим.

Бесы

Бесы (общеславянское слово; старослав. ед.ч. Бьсъ, укр. бic, болг. бяс, бес, сербо-хорв. виjec, словен. без, чеш. bus, польск. bies и т. д.; исконно родственно литов. baisus, «страшный» и в конечном счёте восходит к индоевроп. bhoi-dho-s, «вызывающий страх, ужас»; бес — того же корня, что слово «бояться).

В древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина — в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах).

Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. δαiμονες — демоны. В старых церковных поучениях против язычества слово "бес" продолжало использоваться в первоначальном значении "злой дух", хотя категория злых духов расширена за счёт включения сюда старых слав, языческих богов (Перун, Велес, Мокошь и др. называются здесь тоже бесы).

В христианских религиозно-мифологических представлениях бесы — духи зла, антагонисты троицы и ангелов, слуги, воины и шпионы дьявола, «враги невидимые» человеческого рода.

Как сеятели дурных внушений, болезней (особенно душевных расстройств — «беснования») и всякой скверны и порчи, как разрушители социальных связей, с особенной ненавистью относящиеся к браку и строящие против него всякие козни, бесы сопоставимы со злыми духами различных мифологий, начиная с самых примитивных. Но согласно христианским представлениям, бесы не только опасны, как амбивалентные фольклорные персонажи, но абсолютно злы и не могут быть партнёрами никакого договора, ведущего к добру.

Идейный комплекс «священной войны» против злых духов сближает христианские представления о бесах с иранской мифологией (мотив борьбы с дэвами); но с точки зрения христианства живущее в бесах зло — не свойство, изначально присущее их природе, а следствие ложного выбора их свободной воли. Бесы и сам дьявол — не порождение какой-то иной, неподвластной богу «теневой» стороны бытия, но создание самого бога, его неверные слуги. Когда-то они были ангелами, но не сохранили «своего достоинства», отпали от бога в акте измены и стали «ангелами сатаны», «ангелами бездны».

В церковно-славянском и русском народном обиходе иногда было принято называть бесами в отличие от добрых ангелов «аггелами», что соответствует орфографии, но не произношению греч. слова  c'xγγελος, «ангел».

От своего ангельского прошлого бесы удержали, хотя и в умалённой мере, прерогативы сверхчеловеческого знания и могущества, поставленные у бесов на службу злу. Помимо не связанности условиями пространства и власти над стихиями, они имеют возможности тонкого проникновения в ход человеческих мыслей и вкладывания в ум и сердце человека нужных им внушений. Но бесы не обладают полным и достоверным знанием о глубинах человеческих душ; тайное решение очень твёрдой и праведной воли имеет шанс скрыться от глаз бесов.

Деятельность бесов как искусителей направлена на всех людей, но с особым вниманием они относятся к монахам, аскетам и пустынникам, находящимся с ними в отношении объявленной войны (отшельники ранней поры монашества с особым намерением избирали для проживания места, пользовавшиеся наиболее недоброй славой по части «нечистой силы», чтобы сразиться с бесами в самом их гнезде). Уже основатель христианского монашества египетский пустынник 4 в. Антоний Великий стал героем красочных рассказов о преодолении бесовских козней.

Бесы имеют общую с ангелами способность быть невидимыми и являться людям лишь по собственному произволу. Образ, который они принимают, также зависит от их выбора; а так как самая сущность бытия беса — ложь, образ этот — фальшивая видимость, маска. По характерной русской пословице, «у нежити своего облика нет, она ходит в личинах».

Чтобы добиться полного доверия соблазняемого, бесы могут принять образ светлого ангела или даже Иисуса Христа. Явившиеся в этом образе бесы говорят возгордившемуся монаху о его святости и богоизбранности (частый агиографический мотив), а малодушного, напротив, запугивают мнимой неизбежностью его осуждения (итальянская легенда о молодом ученике Франциска Ассизского, которому учитель велел ответить сверхъестественному посетителю простецкой, намеренно грубой бранью, после чего Лже-Христос исчез с сильным шумом и серным запахом).

Считается, что видения, инспирированные бесы, вызывают тяжёлое чувство смущения и тоски или, напротив, судорожной весёлости, которыми они сопровождаются (обычный симптом видимой или невидимой близости беса — тошнота, ср. название беса в русском фольклоре — «тошная сила»).

Чтобы вкрасться в доверие, бесы принимают облик реальных отсутствующих людей, напр. друзей соблазняемого (легенда о Феодоре и Василии Печерских). Другие личины нужны бесам для побуждения похотливых чувств, обычно в пустыннике (явления в виде женщин, напр., герою апокрифической повести о Макарии Римском); тоскующую вдову бесы могут навещать и ласкать в обличье её умершего мужа и т. п.

Для позднего западноевропейского средневековья особенно характерны представления о бесах, предлагающих себя для блуда мужчине — в виде женщины («суккуб»), а женщине — в виде мужчины («инкуб»); представления эти не чужды Византии (в «Житии Василия Нового», 10 в., упоминается грех соития с бесом) и Древней Руси («Повесть о бесноватой жене Соломонии», 17 в.).

Третий род личин — гротескные подобия фантастических, уродливых чудищ (огнедышащий змий, псоглавец, «единаок», напоминающий одноглазых киклопов) или животных, либо хищных и опасных (лев, медведь, волк и.т.п.), либо «нечистых» и внушающих отвращение (жаба, ср. Апок. 16, 13, мышь и т.п.). Сюда же примыкают образы чёрного пса, а в Западной Европе — чёрного кота (в порядке ложной этимологии связывавшегося с наименованием средневековой ереси катаров).

Фольклор часто представлял бесов в обличье иноверцев (иудеев, мусульман) и иноземцев, либо наиболее экзотических («чёрные мурины»,т.е. эфиопы, — постоянное обозначение бесов в старинной русской литературе), либо, напротив, наиболее известных и одиозных (арабы в византийской литературе, ляхи и литвины в древнерусских текстах). Тёмные фигуры «муринов» являются мучить и томить после смерти человека его душу, вышедшую из тела и страшащуюся неведомого пути.

Наиболее обычный образ беса в народной фантазии и в иконографических традициях православного и католического средневековья совмещает антропоморфные и тероморфные черты, приближаясь в этом отношении к языческому образу сатира или фавна: он тёмен, рогат, хвостат, ноги его оканчиваются копытами, хотя в воспоминание о своей изначальной ангельской природе он имеет крылья (впрочем, в западной традиции это обычно крылья летучей мыши — ещё одного «нечистого» животного).

Особенно богатой иконография бесов становится на исходе Средневековья. «Дьяблерии» на Западе и аналогичные явления русской фантазии неразрывно связаны с судьбами мировой сатиры. Образы бесов как мучителей грешников в аду у Данте («Божественная комедия»), отмеченные неприкрашенной убедительностью, сохраняют связь с ортодоксальной традицией. В позднейшей литературе необходимо отметить образ чёрта из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского (и его почти цитатное отражение в «Докторе Фаустусе» Т. Манна), стилизацию апокрифических историй о бесах А.М. Ремизова, декоративное использование «дьяблерии» в «Maстере и Маргарите» М. Булгакова и др.

Дьявол

Более подробную биографию данного существа смотри в разделе «Павший Архангел».

Раздел не закончен! Разработка по этому разделу ведется в данный момент.

Введение

9 Чинов

12 Чинов

Иерархия Падших

Прочие Иерархии

Сайт управляется системой uCoz