Предмет этот можно разделить на три части:
Ради удобства этот предмет разделен на две части: во-первых, дело ангелов в связи с жизнью и служением Христа и, во-вторых, дело добрых ангелов в общем.
1. Дело ангелов в связи с жизнью и служением Христа. Это просто поразительный факт: будучи совершенно далеким от того, чтобы отвергать веру в ангелов, Господь испытывал помощь их в самой замечательной степени. Ангел Гавриил известил Марию, что она будет матерью Спасителя (Ак.1,26-38). Ангел заверил Иосифа, что «родившийся в Ней есть от Духа Святого» (Мф.
1,20). Ангелы возвестили пастухам факт рождения Христа в Вифлееме
(Лк. 2,8-15). После искушения в пустыне ангелы пришли к Христу и служили Ему (Мф. 4,11). Иисус сказал Нафанаилу, что «он будет видеть небо отверстым и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин.1,51). Ангел с небес пришел к Нему в Гефсиманию и, укрепляя Его, говорил с Ним (Ак.22,43). Он сказал, что мог бы умолить Отца и Отец послал бы Ему на помощь двенадцать легионов ангелов, если бы это было необходимо или желательно (Мф. 26,53). Ангел отвалил камень от гроба Иисуса
и предложил женам войти в гроб (Мф. 28,2-7). Ангелы сопровождали Христа при вознесении (Д.Ап. 1,10 и далее). Ангелы будут сопровождать Его, когда Он придет во второй раз (Мф.16,27; 25,31). Ангелы желают проникнуть в план спасения, созданный Христом (1 Петра 1,12). Бесспорно, это указывает на весьма близкие отношения между Христом и ангелами.
2. Дело добрых ангелов в общем. Прежде всего, заметим, что в этой области существуют более постоянные и регулярные служения. Они стоят пред Богом и поклоняются Ему (Пс.147,2; Мф.18,10; Евр.1,6; Откр.5,11). Они защищают и освобождают народ Божий (Быт.19,11; 3 Цар.19,5; Дан.3,28; 6,22; Д.Ап.5,19; 12,10 и далее).
Писание обещает верующему, что «Он ангелам Своим заповедует о тебе охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90,11; см.
Мф.4,6). Ангелы — это служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр.1,14). Михаил — это, покровительствующий Израилю, ангел (Дан. 10,13 и 21; 12,1). Весьма невероятно, чтобы семь ангелов семи церквей в Малой Азии были ангелами-покровителями каждой из церквей (Откр.1,20). Иисус предупреждает о том, чтобы никто не поносил одного из малых сих, сказав, что «ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18,10). Они водят и ободряют
служителей Божиих (Мф.28,5-7; Д.Ап.8,26; 27,23 и далее). Они толкуют волю Божию людям (Иов 33,23). Это особенно видно в переживаниях Даниила (Дан.7,16; 10,5 и 11), Захарии (Зах.1,9 и 19) и Иоанна (Откр.1,1). Они являются исполнителями судов над отдельными личностями и над народами, как Содом и Гоморра (Быт. 19,12 и далее), Иерусалимом (2 Цар.24,16; Иез.9,1), Иродом (Д.Ап.12,23). Они уносят спасенных домой после их физической смерти (Лук. 16,2 2).
В дополнение к своему регулярному служению они еще активно вовлечены в служение будущего. Пришествие Господа будет сопровождаться «гласом Архангела» (1 Фесс.4,16). Они окажутся активными представителями Бога в судах великой скорби (Откр.7,2;
16,1). Когда Иисус явится судить, Его будут сопровождать «ангелы силы Его в пламенеющем огне» (2 Фесс.1,7; см. Иуды 14). Ангелы соберут избранных из Израиля в пришествие
Христово (Мф.24,31). Во время жатвы при кончине века они отделят ложное от истинного и злых от добрых (Мф.13,39 и 49 и далее). Они будут стоять у врат Нового Иерусалима явно, чтобы служить в качестве своего рода почетных стражей, что ничто нечистое и оскверненное не войдет в этот город (Откр.21,12).
Некоторые отличают злых ангелов от бесов, однако более вероятно, что и те, и другие — это одно и то же. Они активно вовлечены в сопротивление Богу и Его программе. Они пытаются отделить верующего от Христа (Рим. 8,38). Они сопротивляются добрым ангелам в их деле (Дан. 10,12 и далее). Они сотрудничают с сатаной в выполнении его целей и планов (Мф. 25,41; Ефес.6,12;
Откр.12,7-12). Они производят физическое и душевное смятение (Мф. 9,33;
12,22; Мк.5,1-19; Ак.9,37-42), Выражение «нечистый дух» предполагает, что они вводят людей в нравственную нечистоту (Мф.10,1; Д.Ап.5,16). Они распространяют ложные учения (2 Фесс.2,2; 1 Тим. 4,1). Они противостоят детям Божиим в их духовном росте (Ефес. 6,12). Они порою овладевают людьми и даже животными (Мф.4,24; Мк.5,8-14; Ак.8,2; Д.Ап.8,7; 16,16).
Необходимо делать различие между бесовским влиянием и бесовской одержимостью; первое является обманным действием бесов извне, а второе более постоянным. Иногда Бог употребляет их для выполнения Своих целей (Суд.9,23; 3 Цар.22,21-23; Пс.77,49). Создается впечатление, что Он особенно пользуется ими в период скорби (Откр.9,1-Н. 16,13-16). Они явно будут облечены чудодейственной
силой на какое-то время (2 Фесс.2,9; Откр.16,14).
Существует три рода демонологии, о которых следует особенно упомянуть в связи со сказанным.
Первый род — это предсказание будущего. На самом низком уровне это может быть простое человеческое прозрение, или изученное обольщение. В Библейские времена существовали прорицатели, которые предсказывали будущее с помощью природных знамений, скажем, как полет птиц или расположение внутренностей животного (Ис.21,21), хиромантия или предсказание при помощи воды,
набитой в сосуд, или предмета, погруженного в воду (Быт.44,4) и астрология
или определение предполагаемого влияния звезд на судьбу человека (Ис.47,13). Все эти практики являются определенной формой демонологии. Если человек пытается прочесть будущее с помощью определенного рода Божественного вдохновения (Д.А.16,16), он в действительности сделает это лишь с помощью Духа Святого.
Вторая форма — это непосредственное поклонение бесам. Отступивший Израиль приносил жертвы бесам (Втор.32,17). Пища, приносившаяся в новозаветные времена идолам, фактически приносилась в жертву бесам (1 Кор.10,19 и далее). В период скорби возобновится деятельность бесов и открытое поклонение дракону (Откр.13,4; 16,13 и далее).
Третья форма — это известные спиритуализм или спиритизм. Спиритизм — это вера, что живые могут общаться с мертвыми, что дух мертвых может являть свое присутствие людям. Некромантия, как это называют, совершается, как предполагается, с помощью человека-посредника, называемого медиумом. Хотя Израиль не всегда внимал Богу, он, тем не менее, строго предупреждался
воздерживаться от всякой консультации с теми, которые упражняются в связи
с мертвыми (Лев.19,31; 20,6 и 27; Втор.18,11; 4 Цар.21,6; 23,24; 1 Пар.10,13; 2 Пар.33,6; Ис.8,19; 19,3; 29,4). Аэндорская волшебница (1 Цар.28,3-14), Симон-волхв (Д.Ап.8,9), Елима-волхв (Д.Ап.13,6-12) и служанка, одержимая духом-прорицателем (Д.Ап.16,16-18) – это Библейские примеры формы демонизма. Библия часто говорит об этой практике, как о волшебстве, чародействе (Исх.7,11; Иер.27,9; Дан.2,2; Мих.5,12; Откр.9,11).
Учитывая весь вопрос демонизма, Писание напоминает нам о необходимости испытывать духов, от Бога ли они или не от Бога (1 Иоан.4,1; см.1 Коринф. 12,10), не общаться с теми, которые состоят в связи с бесами (Лев. 19,31; 1 Коринф. 10,20) и никогда не консультироваться со злыми духами (Втор. 18,10-14; Ис.8,19), но облечься во всеоружие Божие для борьбы с этими духами
(Ефес. 6,12), предаваясь для молитвы во всякое время и со всяким постоянством
(Ефес. 6,18).
Указания на дело сатаны имеются в различных именах, которыми он называется, потому что каждое из имен выражает какое-то качество характера или метод его действий, или то и другое вместе. Как сатана, он сопротивляется; как диавол он клевещет и обвиняет, а как искуситель, он пытается соблазнить людей, чтобы они грешили.
Кроме того, Писание непосредственно разоблачает природу его дела. Говоря в общем, сатана намеревается занять место Бога. Хотя Писание не дает нам права утверждать, что ад — это царство, которым он управляет, но Слово Божие представляет нам его, как имеющего силу, престол и огромнейшую власть (Мф.4,8 и далее; Откр.13,2). Чтобы достичь своей, явно выраженной, цели он попытался убить Младенца Иисуса (Мф.2,16; Откр.12,4), а когда эта попытка
провалилась, он попытался внушить Ему мысль поклониться ему (Лк.4,6 и далее). Если бы Христос потерпел поражение, сатана осуществил бы первую часть своей цели и установил бы свое господство на земле.
Сатана пользуется различными методами для осуществления своей цели. Если он не в состоянии атаковать Бога непосредственно, он нападает на самое высокое творение Бога — на человека. Писание упоминает о следующих методах, которыми пользуется сатана: ложь (Ин.8,44; 2 Кор. 11,3), искушение (Мф.4,1), хищение (Мф.13,19), удручение (2 Кор. 12,7), препятствия (1 Фес.2,18), просеивание (Ак.22,31), подражание (Мф.13,25; 2 Кор. 11,14 и далее), клевета
(Откр.12,10), поражение болезнями (Ак.13,16; см.1 Коринф. 5,5), одержимость (Ин.13,27), убийство и поглощение (Ин.8,44; 1 Петра 5,8). Верующий не должен разрешать сатане приобретать преимущество над ним, оставаясь в неведении относительно его схем и планов (2 Коринф. 12,11), но он должен бодрствовать и трезвиться и сопротивляться ему (Ефес. 4,2 7; Иак.4,7; 1 Петра 5,8 и далее). Он не должен легко говорить о нем (Иуды 8 и далее; см. 2 Пет. 2,10), но он должен облечься во всеоружие Божие и противостоять
ему (Ефес. 6,11). Христос победил сатану на кресте (Евр.2,14), и верующий должен жить верою в свете этой победы.
Вверх
|