Об Ангелах

 

Ангелы - источник света и энергия созидания; светоч для каждого страждущего, оазис в пустыне, волны в океане, родник, вытекающий из реки, сердцевина бриллианта. Это - небесная роса на каждом листочке, жизнь в каждой капле крови живых существ; внутренне движение в каждой живой клетке; сила движения созвездий и галактик. Ангелы - звезды, светила и луны небесного свода. Вселенные двигаются по их орбитам. Их сила отражена во всех традициях, верах и философских учениях. Общеизвестно, что Бог создал ангелов, чтобы донести свои проповеди и послания до человечества. Ангелы - утонченные благородные существа, созданные из света, которые находятся на службе у Бога. Они служат примером совершенства, послушания и преданности. Они имеют безграничную чудодейственную силу при помощи, которой могут взаимодействовать с любым человеком в поле зрения, помочь и исцелить, сослужить службу и утешить, любить и быть любимыми. Ангелы принимают любую форму по своему желанию в любом времени и месте. Подобно водным кристаллам, принимающим форму сосуда, в которых их выливают, ангелы могут принимать форму любого создания, которое они посещают. Они не сохраняют свою изначальную форму света, когда их посылают к людям.

Слово "ангел" означает посланник, "приносящий вести". Употребляемое в подлиннике ветхозаветной части Библии слово "мал'ахим" (провозвестники) на греческий язык было переведено как angeloi (лат. angeli) и при этом первоначально истолковывалось как персонификация изволений Божьих, а затем стало обозначать членов небесного воинства, принадлежащих к Граду Божию.

Невидимые посланники, обитатели небес, создания светлые и легкие, но также огненные и воинственные, присутствуют во многих традициях, и нет ни одной цивилизации, где не упоминались бы эти духовные сущности, которые сотрудничают с Создателем во множестве различных миссий, согласно рангам и категориям. Эти посредники между Богом и миром символизируют божественные деяния и связь бога с его творениями.

"Ангелы могут посещать" нас в виде птиц, людей или в виде луча света, подобно радуге прочерчивающей небесный свод. Они не нуждаются во сне, т.к. их глаза никогда не устают. Им не свойственна небрежность. Их внимание никогда не рассеивается. Они свободны от всех физиологических ограничений.

В Индии Вселенная понимается как иерархия активных сил, ангельских и демонических, божественных и героических. Этот мир состоит из 7 планов - от невидимого начала до конкретного проявления, - которые населены мириадами божеств, ангелов, демонов, вместе составляющих армию служения "Дхарме", Великому Универсальному Закону посредством "Кармы", закона действия и противодействия.

В Греции Платон со слов Сократа, утверждает, что в каждом порядочном человеке обитает "даймон" (греч. "daimonion" - "божественное"), таинственный голос, указывающий верный путь, один из "охраняющих гениев", находящихся между смертным и бессмертным, человеческим и божественным, чувственным и разумным, который любит истину и склоняет человека к добру, красоте и счастью.

Ангелы как "посланники Божии" часто упоминаются в Писании, и вера в их существование глубоко укоренилась в христианской традиции, где это слово обозначает личные, духовные существа, более совершенные, чем человек, которые возвещают людям волю Божию и исполняют на земле Его веления. Ангелы духовны и бестелесны или, может быть, имеют некое эфирное тело; если они принимают видимый образ - это только случайная форма, а не постоянное бытие. Для ангелов не существует наших пространственных условий, но они не вездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но в совершенстве ограничены: несмотря на быстроту и глубину разумения, не всеведущи; несмотря на чистоту и святость, могут подвергаться искушениям. Они сотворены свободными, а потому могут свободно устоять в добре, как светлые ангелы, или пасть, как злые духи. Они предстоят перед лицом Господа, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и наслаждаются блаженством.

В Ветхом Завете содержится множество упоминаний о существах, назначение которых - передавать волю Бога роду человеческому. Ангел - это и благовестник (три ангела, пришедшие к Аврааму), и защитник праведников (разрушение Содома и Гоморры), он наказывает грешников (изгнание из Рая Адама и Евы) или предстает таинственной персонификацией самого Бога (Иаков, борющийся с ангелом).

На протяжении веков интерес к ангелам то вспыхивал, то угасал (или подавлялся искусственно). Уже в Новом Завете мы читаем о двух религиозных группах, представляющих два направления иудейской духовной мысли, из которых «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и другое». Будучи существами гораздо более близкими к человеческому миру, чем Сам Всевышний, ангелы не могли не стать объектами пристального внимания; с другой стороны, слишком большой ажиотаж вокруг ангелов вел к риску уклонения от строгого монотеизма. Именно поэтому, стремясь сохранить чистоту учения, богословы всех мастей постоянно подчеркивали тварное положение ангелов и предостерегали от поклонения им.

Библейские сведения об ангельском мире достаточно скупы, зато в полной мере человеческая фантазия касательно ангелов проявляется в апокрифах, раввинистических сочинениях и каббале. Представление об ангелах было подхвачено и европейской оккультно-магической традицией, которая, зачастую игнорируя различие между добрыми и злыми духами, стремилась и тех и других использовать в своих целях при помощи специальных печатей, заклинаний и ритуальных действий.

Учение об ангелах логически следует за учением о Боге, потому что ангелы являются главными служителями провидения Божьего. Хотя Писание много говорит об ангелах, сегодня существует общее равнодушие, часто восходящее к отвержению этого учения. Различные вещи содействуют такому отношению. Во-первых, следует упомянуть о гностическом поклонении ангелам, затем следует упомянуть о частых и безрассудных спекуляциях схоластиков Средневековья; далее, необходимо упомянуть о преувеличенной вере в колдовство в самое последнее время и, наконец, в подъеме поклонения сатане уже в наше время. Однако существует и множество причин для веры в ангелов.

Интерес к ангельскому миру в настоящее время достаточно велик, в разных странах имеются специальные общества по изучению ангелов, издается литература, регулярно выходят журналы, в которых печатаются подробности из жизни ангелов. При этом святоотеческие тексты стоят вперемешку с “откровениями” мистиков и теософов прошлого и настоящего.

Долгое время на протяжении нашей истории Ангелы представлялись существами в длинных одеяниях с большими крыльями и золотыми волосами. Причём, представление крыльев, пожалуй, возникло в качестве логических выводов типа мышления людей соответствующего времени, когда не была столь развита наука, да и всё остальное в том числе. Внезапное появление такого благородного существа могло быть соотнесено ограниченным сознанием лишь с идеей полёта с небесных высот, для которого, естественно, необходимы крылья. Ведь вплоть до 20-го века человечество ещё не знало самолётов.

Крылья - наиболее значительный Ангельский символ - эмблема духа, силы и скорости. Изображение крылатых Ангелов сформировалось полностью в средневековье, как отражение общепринятой христианской идеи об Ангелах, как о крылатых существах, хотя в Библии, тем не менее, ничего не говорится об Ангелах, имеющих крылья. Самые ранние упоминания о крылатых Ангелах появляются в христианской традиции со времён правления Константина, римского императора-христианина. Первые изображения крылатых Ангелов имеют поразительное сходство с Нике (N i k h), греческой богиней победы, которая, несомненно, послужила своеобразной моделью для христианских художников.

Фигура Ангела с крыльями появилась в 4-м веке, а вскоре превратилась в некий стандарт, и оставалась таковою до 6-го века, после чего она вновь получает развитие в искусстве Каролингов и в романском искусстве Италии и Южной Франции. Однако она была чуждой готическому искусству, и в течение 13-15 веков в Италии вновь становится образцовой.

Уже в раннехристианскую эпоху появляются изображения ангелов в человеческом облике (начиная с 4 в. по большей части с двумя крыльями); в раннехристианском искусстве они, подобно античным гениям, облачены в туники, в византийском искусстве — в роскошные одеяния (напр., на мозаике 7 в. церкви Успения в Никее). Западное средневековье создаёт тип юношески-прекрасных ангелов (пластика соборов в Реймсе, Страсбурге и др.); именно такие ангелы с трубами и орудиями мученичества сопровождают Христа в сцене страшного суда в многочисленных произведениях искусства 12— 16 вв. В эпоху Возрождения начинают преобладать уже не «грозные» ангелы (тип, нашедший наивысшее воплощение в «Апокалипсисе» А. Дюрера), но исполненные мягкости и кротости (музицирующие А. Гентского алтаря Я. ван Эйка, Изенхеймского — М. Нитхардта и др.); часто, особенно в итальянской и немецкой живописи, ангелы — дети («путти»). Среди памятников древнерусской живописи — фрески «Страшный суд» Дмитриевского собора во Владимире и «Вознесение» церкви Спаса на Нередице в Новгороде (12 в.), новгородская икона «Ангел златые власы». Часты изображения в европейском искусстве архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила. Михаил предстаёт обычно воином в доспехах, вооружённым копьём или мечом. Неоднократно находила воплощение и сцена поединка Михаила с драконом (сатаной). Среди произведений русской иконописи — «Архангел Михаил» Андрея Рублёва из «Звенигородского чина». Архангел Гавриил предстаёт в многочисленных произведениях западноевропейского искусства в сюжете «Благовещение» с цветком лилии — символом непорочности. Рафаил, патрон паломников и путешественников, изображается главным образом (начиная с эпохи Возрождения) вместе с Товией, спутником которого считался.

Вплоть до середины 4-го века, однако, христианских Ангелов изображали без крыльев. И в древних церквях они изображены бескрылыми предвестниками, как странники с посохами или как молодые люди в простых туниках, о чём свидетельствуют, например, рисунки в катакомбах Присцилла в Риме.

Эта тема прорабатывалась на протяжении средних веков и всё же в итоге сформировала как основной принцип представления Ангелов, в том числе и их изображения в христианском искусстве, - крылатых Существ. Кроме того, наличие определённого количества крыльев могло свидетельствовать о природе Ангела, т.е. о его принадлежности к какому либо Ангельскому хору, и, чем больше крыльев, тем, соответственно, выше его положение по отношению к Богу.

Сегодня, конечно, думающий человек не имеет таких ассоциаций и представлений об Ангелах, как существах из плоти, в белых одеждах, и к тому же с реальными крыльями. Человек 20-го столетия имеет доступ к духовным законам, которые объясняют все, так называемые чудеса. Таинственным кажется лишь то, что не достаточно объяснено. Правильно воспринятые, все необычные явления, оказываются вполне естественными и соответствующими духовным законам.

Вверх

 

Сайт управляется системой uCoz